— Накануне финала Евровидения вы спрогнозировали победу Maneskin. Заметили ли вы какую-то тенденцию в выборе победителей за последние годы? И идет ли украинский Нацотбор в ногу со временем?
— Никакой ярко выраженной тенденции на Евровидении я не вижу за последние годы, кроме того, что выбираются в победители артисты, которые выделяются как характер, личность, персонаж. Песня идет уже вторым планом и это, на мой взгляд, отражает общую мировую тенденцию шоу-бизнеса, что не музыка является ключевым параметром, по которому определяется нынешний сильный игрок в музыкальной индустрии. А человек — личность, смыслы, образы, которые он несет с собой. К примеру, Билли Айлиш, последняя топовая мировая звезда — это же целый архетип, который выражает собой современного подростка, ищущего свое место в бурном мире и довольно сильно страдающего во время этих поисков.
Такая тенденция прослеживается с Евровидения 2014 и победы Кончиты Вурст. Пожалуй, после Даны Интернэшнл (выиграла в 1998 году) это был первый персонаж по-настоящему яркий, необычный, который стал победителем конкурса. Можно как угодно к нему относиться — нравится, не нравится — это дело десятое. Важно, что это отличается от других. После Вурст, с перерывом на 2015 год, когда выиграл, на мой взгляд, абсолютно бесцветный швед Монс Сельмерлёв (он победил за счет технологичного номера, когда электронная реальность, прорисованная на сцене, была еще в новинку). Все остальные победители — Джамала, Сальвадор Собрал, Netta, теперь вот победители 2021 года Maneskin — это харизма. Это артисты, за которыми стоит какая-то история, а они своим поведением, словами, исполнением песни эту историю олицетворяют и делают живой для зрителя.
— Назовите, пожалуйста, составляющие успеха Go_A.
— Я могу откровенно сказать, что, при всей любви к группе (я слежу за ними с 2014 года), для меня Евровидение — это черта, которая разделяет историю GO_A на до и после.
До Евровидения мне было очевидно, что группа выбрала удачный формат, сочетание фолка и танцевальной техномузыки, но бьется головой в потолок. То есть они выбрали удачную форму, и в то же время эта форма их сковывает, она годами не давала им развиваться и показывать что-то новое.
И когда в 2020 году на Нацотборе зрители и жюри выбрали GO_A, я тогда открыто сказал, что был в зале, видел реакцию людей. Людей это заводит, они моментально начинали аплодировать, пританцовывать и т. д., я сказал тогда в эфире Радио Проминь, что это музыка, которая на массы очень позитивно действует и в этом смысле она абсолютно правильно и перспективно выбрана.
Если бы не пандемия, Евровидение прошло бы в прошлом году и GO_A в том своем состоянии поехали с песней Соловей, результат был бы намного хуже. Почему? Потому что год, который ушел у них на подготовку, они использовали сполна. У них была возможность, которой не было у других участников от Украины прошлых лет — они год смогли готовиться. Более того, у них была возможность усилиться, а именно — поменять песню.
Это уже совершенно другая обстановка. Одно дело, когда ты выигрываешь Нацотбор и у тебя через три месяца выход на сцену, а за это время надо сделать постановку номера, продумать костюмы… Люди уходят в такую рутину в эти месяцы… Игорь Тарнопольский (продюсер Джамалы) многократно и красочно описывал весь процесс подготовки. А здесь ситуация была другая, у них была возможность продумать, взвесить, пересмотреть, отыграть назад, попробовать варианты. И я в полном восторге от того, как группа GO_A разобралась с этим временем, они настолько продуктивно его провели, настолько классно продумали все, чтобы этот номер выглядел достойно… Получилась отличная комбинация с Константином Томильченко как с режиссером этого номера, он один из немногих людей, который работает с большими формами, такими как шоу Вартові мрій, Дім Таємничих пригод и Winterra.
Он понимает, что такое телережиссура и как нужно сделать номер, который впечатлит. И у Константина Томильченко было время, чтобы все взвесить, продумать. Все это вкупе дало козыри GO_A, которыми они воспользовались. Это шанс, который они реализовали. За этот год они просто выросли, они стали на голову сильнее самих себя, пришедших на Нацотбор.
Не думаю, что имеет смысл делать тайну из того, что Руслан Квинта (продюсер Нацотбора — nv.ua), когда подбирал участников Нацотбора, немножко со мной общался по этому поводу еще до выбора полуфиналистов. Он мне присылал видео GO_A в качестве претендентов на участие. Я тогда посмотрел и подумал: как же это зелено все выглядит, насколько они неуверены в себе, насколько не чувствуют пространство, камеру, внимание к себе.
Прошел год с небольшим, и я увидел совершенно другую картину: Катя настолько круто начала понимать, что делать с аудиторией, как себя вести, как подавать образ. Это говорит о том, что человек провел над собой просто титаническую работу за год. Это заслуживает только аплодисментов.